четверг, 1 сентября 2011 г.

Довлатов в Таллинне

Юбилей Довлатова всколыхнул интерес к его творчеству, который был подогрет еще и тремя фильмами об этом писателе:

«Живая история. Довлатов» (2007).


«Интимный город» (2003).

"Вы еще будете мной гордиться. Довлатов" (2011).

В рамках фестиваля "Дни Довлатова в Таллинне" состоялась экскурсия для гостей и жителей столицы по местам "боевой славы" Сергея Донатовича. Вашему вниманию - небольшой отчет.

"Когда он приехал в Таллин, он мне сказал: "я на вокзале, мне негде ночевать, вы меня помните?", - вспоминает Тамара Зибунова, мать Александры Довлатовой-Мечик. - Ну, как можно отказать человеку, которому негде ночевать? А я около вокзала жила, я говорю: "А как я вас узнаю?". А он: "Я - большой, черный, похож на торговца урюком".

Во время экскурсии состоялась встреча с Тамарой Зибуновой.

А вот тот самый дом, где писатель прожил несколько лет. К счастью почитателей его таланта здесь разместили мемориальную доску:

Он сам писал: "Какой же это город? Это же декорация с Ялтинской киностудии". Его Эстония - это окраина: роддом Пелгулинна, где ждали юбилейного младенца, ипподром, и, конечно, городок Пайде с самой знаменитой теперь в мире эстонской дояркой - Линдой Пейпс. Легендарная доярка Линда Пейпс, которая отсюда, из Пайдеского района Эстонской ССР, писала телеграммы "дорогому Леониду Ильичу Брежневу", действительно существовала, только на самом деле ее звали не Линда, как у Довлатова, а Лейда. Говорят, после того, как ее переписка с генсеком была опубликована в газете "Советская Эстония", доярка даже приезжала в редакцию за гонораром. Убедившись в подлинности персонажа, многие из ценителей творчества Довлатова бросились выяснять другие подробности - что в его рассказах правда, а что вымысел. Например, искать на карте Эстонии городок Ыхью, который по Довлатову "давно проехали".


В бывшем Доме моряков располагалась редакция газеты "Моряк Эстонии", где Довлатов начинал свою журналистскую деятельность в Таллинне.

Но основная его работа связана с газетой "Советская Эстония" (читайте "Компромисс"). Встреча с его бывшими коллегами. В центре - Михаил Рогинский (Михаил Рогинский - он же Мишка Шаблинский из "Компромисса")
Вместо "Советской Эстонии" - теперь безликие офисы: нет зеленой, "президиумного" цвета дорожки на полу, нет фикусов, не пишет доносы партсекретарь Вагин. Но представить несложно: каждую деталь Довлатов позже опишет в своем "Компромиссе". Опишет, но сначала расскажет коллегам. После летучки, где играли в буриме, шли сюда - в бар на первом этаже. Вместо бизнес-ланча были бутерброды - с колбасой по 18 копеек, по 19 - с килькой. Садились за полукруглым диваном, и он начинал.


Эльвира Михайлова (в повести Довлатова "Ремесло" Эльвира Кураева) рассказывает о единственной, увы, безуспешной попытке издать книгу Довлатова в Союзе.


А это то самое "страшное" здание КГБ, в недрах которого "похоронена была рукопись "Городских рассказов".













 



1 комментарий: